Маркус Гарви (1887-1940), видный негритянский националист начала 20-го века, был родом с Ямайки, но расцвет его карьеры пришелся на Соединенные Штаты. Энтузиаст идей капитализма, он был убежден, что афроамериканцы и другие чернокожие по всему миру должны совместно приложить усилия для создания институтов, которые бы сосредоточили богатство и власть в их собственных руках. С этой целью он создал, наряду с другими организациями, Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров (UNIA). Прочитав книгу Букера Т. Вашингтона "Путь из рабства", Гарви задался вопросом: "Где у чернокожего правительство? Где его король и королевство? Где его президент, его страна, его послы, его армия, его флот и его финансовые воротилы? Я не мог их найти. Я решил, что помогу их создать".
Гарви родился в округе Сент-Энн на Ямайке и в раннем подростковом возрасте поступил учеником к своему крестному отцу - печатнику по имени Альфред Берроуз. Отец Гарви был книгочеем, как и Берроуз, и юный Маркус рано окунулся в мир литературы. Переехав в Кингстон, Гарви в совершенстве освоил ремесло наборщика и заинтересовался журналистикой.
Попав в "черный список" за попытку организовать рабочий профсоюз, он покинул Ямайку и отправился в Латинскую Америку, а затем провел два года в Англии. В эти годы он посещал вольнослушателем лекции в Лондонском университете и работал на предприятии чернокожего националиста судано-египетского происхождения Дузе Мохаммеда Али, учредителя газет The African Times и Orient Review.
Гарви был полон решимости продвигать свою программу расширения возможностей чернокожего населения в Соединенных Штатах. Приехав в США в 1915 году, он заявлял, что афроамериканцы могут добиться уважения к себе, укрепляя свою экономическую мощь. С этой целью он стремился создать сеть принадлежащих чернокожим предприятий – продовольственных магазинов, прачечных и других, способных процветать независимо от "белой" экономики. Хотя эти и другие первые попытки организовать массы не увенчались большим успехом, настойчивость Гарви снискала ему растущую славу; к концу Первой мировой войны его имя было широко известно среди чернокожих американцев.
Гарви умел мастерски манипулировать средствами массовой информации и устраивать яркие публичные мероприятия. Он учредил собственную газету Negro World, которая широко распространялась по всем Соединенным Штатам и в некоторых странах Латинской Америки. Он проводил красочные ежегодные съезды в Нью-Йорке, где мужчины и женщины маршировали под красно-черно-зеленым знаменем. Этот флаг, наряду с другой трехцветной символикой, по сей день остается популярным среди афроамериканцев. Впечатляющие военные регалии, которые порой надевали последователи Гарви, проецировали националистический и милитаристский имидж, который стремилось воплотить его националистическое движение чернокожих.
Объявление о выступлении Маркуса Гарви в 1917 году.
Рассказывают, что одного конголезского лидера из отдаленной африканской деревни спросили, знает ли он что-нибудь о Соединенных Штатах. На что он ответил: "Я знаю имя Маркуса Гарви".
Под эгидой пароходной компании Black Star Line Всемирная ассоциация по улучшению положения негров предприняла неудачную попытку развернуть в мире торговлю продукцией предприятий, принадлежащих чернокожим. В рамках этого проекта организация распределила значительную часть своих акций понемногу среди рядовых тружеников и приобрела несколько пароходов, которые, к сожалению, находились в полуразрушенном состоянии.
Гарви верил в разделение рас и готов был пойти на сотрудничество с лидерами белых расистских организаций, в частности, "Куклуксклана". После встречи с руководством "Куклуксклана" он подвергся резкой критике со стороны нескольких чернокожих лидеров, которые и раньше были враждебно к нему настроены. Особую неприязнь проявлял Э. Филип Рэндолф, основатель и руководитель "Братства проводников спальных вагонов" - первого успешного американского профсоюза, в котором преобладали чернокожие.
Рэндолф обвинил Гарви в том, что тот сотрудничает с белыми расистами и якобы замышляет репатриацию чернокожих американцев в Африку. Гарви отрицал подобные замыслы, хотя он действительно посылал своих эмиссаров в Республику Либерию, чтобы выяснить перспективы новых коммерческих проектов, и его идеи встречали немалое сочувствие среди молодых африканских интеллектуалов.
В 1925 году Гарви был приговорен к лишению свободы по федеральным обвинениям в мошенничестве с использованием почты. Он отвергал эти обвинения, и даже некоторые его критики считали их несправедливыми. В 1927 году президент Кальвин Кулидж помиловал его, но Гарви как опасный преступник, не являющийся гражданином США, был немедленно депортирован на родину, в Ямайку. У.Э.Б. Дюбуа, один из самых суровых критиков Гарви, пожелал ему успехов, призвав его продолжать свои усилия в собственной стране.
Обосновавшись в Лондоне, Гарви начал издавать новый журнал The Black Man, в котором критиковались такие видные американские фигуры, как чемпион по боксу в тяжелом весе Джо Луис, певец и политический активист Пол Робсон, а также вызывавший бурные споры своими заявлениями религиозный деятель Джордж Бейкер по прозвищу "Святой отец", за то, что они не сумели повести за собой негритянские массы. Но и сам Гарви тоже не смог расширить свою организацию до ее прежнего численного состава. Он сохранил в США достаточную популярность для того, чтобы привлечь внимательную аудиторию на встречу в Виндзоре в канадской провинции Онтарио, через реку от Детройта, штат Мичиган, базы своей прежней деятельности. На заключительном этапе своей деятельности он работал в Лондоне, где и умер в 1940 году.
На мой взгляд очень смелый человек, заслуживающий уважения, но с другой стороны я не одобряю разного рода нац. движения. Что думаете вы об этом человеке?
Статья взята с сайта
www.america.gov